Генератор водорода своими руками
Самодельное устройство схематически представляет собой емкость с водой, куда помещены электроды для преобразования воды в водород и кислород.
Для того чтобы своими руками сделать подобное устройство, понадобятся:
- Лист нержавеющего металла толщиной 0,5-0,7мм. Подойдет нержавейка марки 12Х18Н10Т.
- Пластины из оргстекла.
- Резиновые трубки для подвода воды и отвода газов.
- Листовая бензомаслостойкая резина толщиной 3 мм.
- Источник напряжения – ЛАТР с диодным мостом для получения постоянного тока. Он должен обеспечивать ток 5-8 ампер.
Сначала нарезают нержавеющие пластины на прямоугольники 200×200мм. Уголки на пластинах нужно срезать для того, чтобы потом стянуть всю конструкцию болтами. В каждой пластине просверливаем отверстие диаметром 5мм, на расстоянии 3см от низа пластин, для циркуляции воды. Также к каждой пластине припаивают провод для присоединения к источнику питания.
Перед сборкой из резины делают кольца с внешним диаметром 200мм и внутренним – 190мм. Еще нужно приготовить две пластины из оргстекла толщиной 2см и размерами 200×200мм, при этом нужно предварительно сделать в них отверстия по четырем сторонам под стягивающие болты М8.
Сборку начинают так: сначала кладут первую пластину, затем резиновое кольцо, промазанное с обеих сторон герметиком, далее следующую пластину и так до последней пластины. После этого необходимо всю конструкцию стянуть с двух сторон с помощью шпилек М8 и пластин из оргстекла. В пластинах просверливаются отверстия: в одной – внизу для подвода жидкости, в другой – вверху для отвода газа. Туда вставляется штуцер. На эти штуцера одеваются медицинские полихлорвиниловые трубки. В итоге должна получиться конструкция, как на рисунке ниже.
Водородный генератор своими руками
Конструкция затвора – это емкость с водой, в которую со стороны генератора трубка опущена в воду, а та трубка, что идет к горелке, выше уровня воды. Схема генератора водорода с затворами изображена на рисунке ниже.
Схема генератора водорода с водяными затворами
ДВС на водородном топливе
На протяжении нескольких десятилетий идут поиски возможности приспособить двигатели внутреннего сгорания для полной или гибридной работы на водородном топливе. В Великобритании ещё в 1841 году был запатентован двигатель, работающий на воздушно-водородной смеси. Концерн «Цеппелин» в начале ХХ века в качестве движущей установки своих знаменитых дирижаблей использовал двигатели внутреннего сгорания, работающие на водороде.
Развитию водородной энергетики способствовал и мировой энергетический кризис, разразившийся в 70 годах прошлого века. Однако с его окончанием водородные генераторы быстро были забыты. И это несмотря на массу преимуществ по сравнению с обычным топливом:
- идеальная воспламеняемость топливной смеси на основе воздуха и водорода, что даёт возможность лёгкого пуска двигателя при любой температуре окружающей среды;
- большое выделение тепла при сгорании газа;
- абсолютная экологическая безопасность – отработавшие газы превращаются в воду;
- выше в 4 раза скорость сгорания по сравнению с бензиновой смесью;
- способность смеси работать без детонации при высокой степени сжатия.
Основной технической причиной, являющейся непреодолимой преградой в использовании водорода в качестве топлива автомобилей стала невозможность уместить достаточное количество газа на транспортном средстве. Размер топливного бака для водорода будет сравним с параметрами самого автомобиля. Большая взрывоопасность газа должна исключать возможность малейшей утечки. В жидком виде необходима криогенная установка. Этот способ также мало осуществим на автомобиле.
Универсальная схема водородного генератора
Тем, у кого нет способностей к конструированию, водородный генератор для автомобиля можно купить у народных умельцев, поставивших на поток сборку и установку таких систем. Сегодня есть множество таких предложений. Стоимость агрегата и установки составляет порядка 40 тысяч рублей.
Рекомендуем: Обзор печи длительного горения Бренеран с водяным контуром: инструкция по применению
Но можно собрать такую систему и самостоятельно – сложного в ней нет ничего. Состоит она из нескольких простых элементов, соединённых в одно целое:
- Установки для электролиза воды.
- Накопительного резервуара.
- Улавливателя влаги из газа.
- Электронного блока управления (модулятора тока).
Ниже приведена схема, по которой можно легко собрать водородный генератор своими руками. Чертежи главной установки, производящей газ Брауна, достаточно просты и понятны.
Схема не представляет какой-либо инженерной сложности, повторить её может каждый, кто умеет работать с инструментом. Для автомобилей с инжекторной системой подачи топлива необходимо еще установить контроллер, регулирующий уровень подачи газа в топливную смесь и связанный с бортовым компьютером автомобиля.
Реактор
От площади электродов и их материала зависит количество получаемого объёма газа Брауна. Если в качестве электродов брать медные или железные пластины, то реактор не сможет работать продолжительное время по причине быстрого разрушения пластин.
Идеальным выглядит применение титановых листов. Однако их использование повышает затраты на сборку агрегата в несколько раз. Оптимальным считается применение пластин из высоколегированной нержавеющей стали. Металл этот доступен, его не составит труда приобрести. Также можно использовать отработавший своё бак от стиральной машины. Сложность составит только вырезание пластин нужного размера.
Работа со второй ёмкостью
Размер крышки второй бутылки значения не имеет. В ней следует сделать два отверстия, в одно из которых будет входить шланг системы, идущий из генератора водорода. Из второго отверстия необходимо вывести трубку, через которую будет выходить водород. Первую трубку следует опустить до самого дна бутылки. Впоследствии отверстия также нужно герметизировать при помощи термоклея.
ФОТО: YouTube.comПервая трубка опускается на самое дно бутылки
ФОТО: YouTube.comПосле того как обе трубки на месте, нужно герметизировать отверстия
По сути, генератор водорода уже готов, осталось добавить необходимые жидкости и подать питание.
ФОТО: YouTube.comВот он, готовый генератор водорода
Краткая история водородной энергетики ↑
О выделении горючего газа при взаимодействии кислот и металлов известно было ещё средневековым алхимикам. Но только в 1783 году Лавуазье и Меньё смогли превратить эмпирические знания в прибор по получению «горючего воздуха» из воды. С тех пор не прекращаются научные исследования и попытки построить эффективный водородный генератор для отопленияили автомобиля, который сделал бы водородную энергетику рентабельной.
На сегодняшний день нет никаких проблем в переходе энергетики и транспорта на водородное топливо, производители готовы сделать это хоть завтра. В 2008 году авиастроительная компания Airbus подтвердила свою готовность перейти с авиакеросина на H2, проведя испытательный полёт на модели A320. Первый серийный водородомобиль HondaFCX уже колесит по дорогам Японии. Тем не менее, в общей массе мировой энергетики это капля в море. Для массового развития водородной энергетики не хватает главного — дешёвого чистого H2. «Халявный» Hydrogenium получают лишь в качестве побочного продукта некоторых химических производств, именно на таком топливе работает на предприятии «Саянскхимпласт» с 2005 года первая и пока единственная в России «водородная» котельная. Активно работает в России с 2006 года «Институт водородной экономики», издавший уже более 60 томов научных исследований. Не ограничиваются научными трудами более предприимчивые зарубежные компании, в научно-технические разработки по генерации чистого водорода вкладывают миллиарды долларов.
Возможно, в будущем мы все будем ездить на водородомобилях
Увы, воз и ныне там. Большую часть мирового производства H2, главным образом для нужд ракетной техники, производят сегодня не с помощью генерации из воды, а паровой конверсией газа и газификацией угля. Ни о какой экологичности либо экономии ресурсов в данном случае и речи не идёт, просто бензином ракету не заправишь.
Но учёные не сдаются: в конце концов придумал же Эдисон после долгих лет исследований эффективную и при этом недорогую электрическую «лампочку Ильича». И в течение века это изобретение, пусть и в значительно усовершенствованном виде, устраивало человечество.
Технические характеристики
Чистота водорода в пересчете на сухой газ, % об | 99,9999 |
---|---|
Концентрация водяных паров при 20OС и 1атм, не более, ppm, | 5 |
Суммарная производительность по водороду, приведенная к нормальным условиям, не менее, л/ч, | 12 |
Диапазон задаваемого выходного давления водорода, ати, | от 3,0 до 6,1 |
Стабильность выходного давления водорода, не хуже, ати, | ±0,02 |
Время установления рабочего режима, при заглушенном выходе не более, мин, | 30 |
Объем заливаемой дистиллированной воды, л, | 1,0 |
Расход дистиллированной воды, не более, л/час, | 0,02 |
Потребление воды, г/л водорода, | 1,6 |
Средний ресурс сменного картриджа деионизационного фильтра (при максимальной производительности и односменной работе), лет, не менее, | 1 |
Средняя потребляемая мощность: | |
в стационарном режиме, не более, ВА, | 180 |
максимальная (при запуске), не более, ВА, | 220 |
Габаритные размеры генератора, (ширина x глубина x высота), не более, мм, | 230х470х450 |
Масса генератора. не более, кг, | 16 |
Рабочие условия: | |
температура окружающего воздуха, °С, | от +10 до +35 |
питание от однофазной сети переменного тока напряжением, В, | 220 (+10 –15)% |
и частотой, Гц, | 50 +1 |
Генератор по электробезопасности соответствует требованиямs | класса 1, тип Н по ГОСТ 12.2.025-76 |
Дополнительные технические характеристики
Контроль качества воды, заливаемой в питающий бак | + |
Встроенная система водоподготовки (контроль и автоматическая очистка воды, питающей электролизный модуль) | + |
Встроенная система автоматической регенерации фильтров тонкой очистки водорода | + |
Контроль влажности производимого водорода | + |
Контроль разгерметизации | + |
Возможность включения режима «СДУВКА» | + |
Отображение информации о работе, отдельных параметрах, неисправностях на дисплее | + |
Рукодельный водородный генератор: подробная инструкция
Изготовление водородного генератора можно осуществит дома, но для этого понадобятся чертежи и подробная инструкция всего процесса. Схема электролизера весьма проста (ее можно смотреть во всемирной сети), благодаря этому каких-нибудь нестандартных материалов почти не потребуется.
Для создания самодельного генератора водорода нам потребуются некоторые материалы и материалы: контейнер из пластика или полиэтиленовая канистра с крышкой, прозрачная трубка длиной 1м, с диаметром 8 мм, болты, гайки, герметик на основе силикона, лист нержавеющей стали, 3 штуцера, клапан обратный, фильтр, ножовка по металлу, рожковые ключи и нож.
Собрав все это, приступаем к его изготовлению. Сборка выполняется по чертежам, которые можно отыскать во всемирной сети либо же заказать у профессионала.
Инструкция изготовления:
- Из листа нержавеющей стали вырезаем 16 похожих пластин.
- Сверлим отверстие в одном из углов. Угол обязан быть одинаковым у всех 16.
- Противоположный угол в первую очередь спиливаем.
- Устанавливаем пластины по очереди на приготовленные болты, изолируя их шайбами и полиэтиленовыми трубками. Они не должны контактировать между собой.
- Стягиваем всю конструкцию гайками, выходит батарея.
- Закрепляем данную конструкцию в полимерную емкость, отверстия промазать герметиком.
- Просверливаем отверстия в крышке, отделываем их также силиконом, потом помещаем штуцера.
Чтобы выполнить рукодельный водородный генератор, необходимо заранее взглянуть видео обучение и выучить рекомендации специалистов
Рукодельный кислородный гидролизер готов. Сейчас его только необходимо проверить на трудоспособность. Для этого необходимо заполнить емкость водой до болтов крепления и закрыть ее крышкой. Надеваем на один из трех штуцеров шланг из полимерного этилена, а второй его коней опускаем в отдельную емкость, заполненную также водой. К болтам необходимо присоединить электричество, если на поверхности возникли пузыри, значит, генератор не прекращает работу и выделяет водород. После подобного подсоединения и проверки, воду сливаем, а потом заливаем в емкость готовый щелочной электролит, дабы получить больше выделяемого газа.
Электролизер для автомобиля своими руками
В интернете можно найти много схем HHO систем, которые, если верить авторам, позволяют экономить от 30% до 50% топлива. Такие заявления слишком оптимистичны и, как правило, не подтверждаются никакими доказательствами. Упрощенная схема такой системы продемонстрирована на 11 рисунке.
Упрощенная схема электролизера для автомобиля
По идее, такое устройство должно снизить расход топлива за счет его полного выгорания. Для этого в воздушный фильтр топливной системы подается смесь Брауна. Это водород с кислородом, полученные из электролизера, запитанного от внутренней сети автомобиля, что повышает расход топлива. Замкнутый круг.
Безусловно, может быть задействована схема шим регулятора силы тока, использован более эффективный импульсный блок питания или другие хитрости, позволяющие снизить расход энергии. Иногда в интернете попадаются предложения приобрести низкоамперный БП для электролизера, что вообще является нонсенсом, поскольку производительность процесса напрямую зависит от силы тока.
Это как система Кузнецова, активатор воды которой утерян, а патент отсутствует и т.д. В приведенных видео, где рассказывают о неоспоримых преимуществах таких систем, практически нет аргументированных доводов. Это не значит, что идея не имеет прав на существование, но заявленная экономия «слегка» преувеличена.
Генератор водорода: устройство и его рабочий принцип
Задействовать водород для обогревания домов для жилья намного выгоднее, так как он обладает большой теплотворной способностью и при этом не случается выделения вредоносных веществ. Но в чистом виде добыча водорода не представляется возможной, большое содержание его находится в реках, морях и океанах. Человеческий организм даже состоит из 63% водорода.
Чистый водород можно получать из многих разных химических соединений, к примеру, водорода и кислорода. Наиболее известный способ получения водорода – это электролиз воды.
Дабы получить чистый водород нужно воду расщепить на 2 атома (НН) водорода и атом кислорода (О). Это и есть рабочий принцип водяного генератора: получение водорода при помощи электролиза. Газ, который выделяется при этом, назвали в честь великого физика Брауна и он имеет формулу ННО. Такой газ при горении не образовывает вредоносных веществ и является продуктом чистым в экологическом плане. Однако смесь водорода с кислородом образовывает в конце концов горючий газ, он является взрывоопасным. Благодаря этому применяя дома электролизер, требуется соблюдать добавочные меры безопасности.
Прежде чем приступить к применению генератора водорода, необходимо тщательно познакомиться с руководством
Водяной мотор имеет данное устройство:
- Генератор водородного типа, где и происходит электролиз;
- Горелка, она монтируется в самой камере сгорания;
- Котел, он создает роль теплообменного аппарата.
На производство подобного газа, как браун, применяется в 4-ре раза меньше энергии, чем выделяется при его сгорании. Электричество при этом тратится очень мало, а горючее, которое ему нужно – это обыкновенная вода.
Общее устройство электролитического генератора водорода ↑
С помощью электролиза (см. школьную программу по физике и химии) вода разлагается на водород и кислород.
Площадь поверхности электродов должна быть велика, поэтому их собирают в пакеты (ячейки). Кстати, электролизер нельзя перегревать свыше 65 ºС, иначе пластины придётся долго очищать либо вообще заменить
Сепарировать газы не нужно, горючую смесь направляют в теплогенератор, в котором происходит обратная реакция: водород и кислород воссоединяются, вновь образуя воду.
Простейший самодельный генератор водорода — герметичная ёмкость с погруженными в жидкость электродами, источник питания 12 Вольт.
Заряд есть, вода «булькает», Hydrogenium пошёл
На крышке ёмкости располагают штуцер для отведения к потребителю смеси водорода с кислородом (газ Брауна, «гремучая смесь»).
Помимо штуцера, на крышке желательно иметь развоздушиватели
Вот такая ёмкость является основой генератора водорода для автомобиля с карбюраторным двигателем. ДВС работает на смеси с бензином, нужен ещё дополнительный накопитель и аккумулятор. Корпус прочный, от водопроводного фильтра, нехитрая установка, созданная «народными академиками», называется «АкваКар», предлагалась на Украине за 1600 гривен в дореволюционных ценах
Генератор водорода для дома, тоже в корпусе водяного фильтра. Здесь применены более производительные цилиндрические электроды, есть датчик давления. На стенках сосуда видны пузырьки — вожделенный Н2 и кислород
Но ведь дело не просто в том, чтобы выделить из воды «гремучку», это сделать немудрено. Газ нужно получить из сырья в максимальном количестве, в сжатые сроки, при этом потратить минимум энергии. Для повышения эффективности используют не обычные электроды из меди или нержавейки, а изделия сложной формы из дорогих сплавов. Сила электрического тока должна изменяться в ходе реакции, соответственно, нужен электронный блок.
Вариант исполнения электронного блока чудо-генератора
Вода расходуется, её уровень следует поддерживать постоянно и если делать это не вручную, понадобится система автоматической подпитки. Наконец, чтобы электролиз проходил с достаточной интенсивностью, вода должна содержать достаточное количество растворённых солей, в мягкой воде реакция будет слабой, а в дистиллированной вовсе отсутствовать. Значит, наливать воду из крана нельзя: её придётся готовить (самый простой вариант — столовая ложка гидроксида натрия на 10 л воды), а это дополнительные резервуары, трубопроводы и т.д.
На рисунке показана схема генератора водорода для автомобиля, но разница с устройством для отопления лишь в том, что потребителем газа являются не форсунки двигателя, а горелка котла
Но и это не всё. Теплогенератор (котёл) потребляет топливо неравномерно, к тому же требует определённого его давления и влажности. Чтобы система реактор топлива + генератор тепла работали взаимосвязано и чётко, hydrogenium должен поступать сначала в осушитель, потом компрессор, который будет закачивать его в хранилище, где с помощью дополнительной автоматики должно поддерживаться требуемое давление.
Методика получения газа Брауна своими руками дома
ННО газ – настоящие ноу-хау в отоплении получил свое название благодаря физику Брауну. Он вывел новую формулу воду с определенными свойствами. Эти свойства подтвердили и последующие эксперименты.
Можно найти много информации о получении газа в домашних условиях. Достаточно самостоятельно соорудить специальную установку. Эффективность таких генераторов подтверждена численными положительными отзывами.
Части устройства для получения газа:
- Химическая представлена электролизером;
- Электрическая – источник питания.
Электролизер имеет простую конструкцию, состоящую из двух пластин или трубок, погруженных в воду. Материалом для трубок может служить нержавеющая сталь. При соединении приборов следует создать разные потенциалы. Так и будет разделяться вода, и выделяться необходимый газ.
Для работы электролизера потребуется ток. Выполнить это требования можно с помощью добавок в воду: сода, соль, калий. Но это неэффективно. Поэтому лучше сделать генератор импульсов.
Постройка водородной горелки
Приступаем к созданию водной горелки. Традиционно, начинать будем с приготовления необходимых инструментов и материалов.
Что потребуется в работе
- Лист «нержавейки».
- Обратный клапан.
- Два болта 6х150, гайки и шайбы к ним.
- Фильтр проточной очистки (от стиральной машины).
- Прозрачная трубка. Для этого идеально подходит водяной уровень – в магазинах стройматериалов он продается по 350 рублей за 10 м.
- Пластиковый герметичный контейнер для пищи емкостью 1,5 л. Примерная стоимость – 150 рублей.
- Штуцеры с «елочкой» ø8 мм (такие отлично подойдут для шланга).
- Болгарка для распиливания металла.
А теперь разберемся, какую именно нержавеющую сталь нужно использовать. В идеале для этого следует взять сталь 03Х16Н1. Но купить целый лист «нержавейки» порой весьма накладно, ведь изделие толщиной 2 мм стоит более 5500 рублей, к тому же его нужно как-то привезти. Поэтому, если где-то завалялся небольшой кусок такой стали (хватит и 0,5х0,5 м), то можно обойтись и им.
Корпус никель-водородного аккумулятора
Мы будем использовать нержавеющую сталь, потому что обычная, как известно, в воде начинает ржаветь. Более того, в нашей конструкции мы намерены применять щелочь вместо воды, то есть среду более чем агрессивную, да и под действием электротока обычная сталь долго не прослужит.
Инструкция по изготовлению
Первый этап. Для начала берем лист стали и размещаем его на ровной поверхности. Из листа указанных выше размеров (0,5х0,5 м) должно получиться 16 прямоугольников для будущей горелки на водороде, вырезаем их болгаркой.
Второй этап. С обратной стороны пластин просверливаем отверстия для болта. Если бы мы планировали сделать «сухой» электролизер, то просверлили отверстия и снизу, но в данном случае этого делать не надо. Дело в том, что «сухая» конструкция порядком сложнее, да и полезная площадь пластин в ней использовалась бы не на 100%. Мы же сделаем «мокрый» электролизер – пластины полностью погрузятся в электролит, а в реакции будет участвовать вся их площадь.
Энергия воды
Третий этап. Принцип работы описываемой горелки основывается на следующем: электроток, проходя через погруженные в электролит пластины, приведет к тому, что вода (она должна входить в состав электролита) разложится на кислород (О) и водород (Н). Следовательно, мы должны располагать одновременно двумя пластинами – катодом и анодом.
С увеличением площади этих пластин увеличивается объем газа, поэтому в данном случае используем по восемь штук на катод и анод, соответственно.
Каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома
Четвертый этап. Далее нам предстоит установить пластины в пластиковый контейнер так, чтобы они чередовались: плюс, минус, плюс, минус и т. д. Для изоляции пластин используем куски прозрачной трубки (мы купили ее целых 10 м, поэтому запас есть).
Нарезаем из трубки небольшие кольца, разрезаем их и получаем полоски толщиной примерно 1 мм. Это идеальное расстояние, чтобы водород в конструкции эффективно генерировался.
Пятый этап. Пластины крепим друг к другу с помощью шайб. Делаем это следующим образом: надеваем шайбу на болт, затем пластину, после нее три шайбы, еще одну пластину, опять три шайбы и т. д. Восемь штук вешаем на катод, восемь – на анод.
Далее затягиваем гайки и изолируем пластины посредством нарезанных ранее полосок.
Шестой этап. Смотрим, куда именно в контейнере упираются болты, просверливаем в том месте отверстия. Если вдруг болты не помещаются в контейнер, то мы спиливаем их до требуемой длины. Затем вставляем болты в отверстия, надеваем на них шайбы и зажимаем гайками – для лучшей герметичности.
Далее проделываем дыру в крышке для штуцера, вкручиваем сам штуцер (желательно намазав место соединения силиконовым герметиком). Дуем в штуцер, чтобы проверить герметичность крышки. Если воздух все же выходит из-под нее, то промазываем и это соединение герметиком.
Седьмой этап. По окончании сборки тестируем готовый генератор. Для этого подключаем к нему любой источник, заполняем контейнер водой и закрываем крышку. Далее на штуцер надеваем шланг, который опускаем в емкость с водой (чтобы увидеть пузырьки воздуха). Если источник недостаточно мощный, то их в емкости не будет, но вот в электролизере они появятся обязательно.
Безопасность установки
Многие умельцы размещают пластины в пластиковых ёмкостях. Не стоит экономить на этом. Нужен бак из нержавеющего металла. Если его нет, можно использовать конструкцию с пластинами открытого типа. В последнем случае необходимо применять качественный изолятор тока и воды для надёжной работы реактора.
Известно, что температура горения водорода составляет 2800. Это самый взрывоопасный газ в природе. Газ Брауна – не что иное, как «гремучая» смесь водорода. Поэтому водородные генераторы на автомобильном транспорте требуют качественной сборки всех узлов системы и наличия датчиков для слежения за течением процесса.
Датчик температуры рабочей жидкости, давления и амперметр не будут лишними в конструкции установки
Особое внимание стоит уделить гидрозатвору на выходе из реактора. Он жизненно необходим
Если произойдёт воспламенение смеси, такой клапан предотвратит распространение пламени в реактор.
Водородный генератор для отопления жилых и производственных помещений, работающий на тех же принципах, отличается в несколько раз большей производительностью реактора. В таких установках отсутствие гидрозатвора представляет смертельную опасность. Водородные генераторы на автомобилях в целях обеспечения безопасной и надёжной работы системы также рекомендуется оборудовать таким обратным клапаном.
Водородный генератор
Электролизер – один из самых распространенных водородных генераторов.
Описание и принцип работы
В общем случае водородный генератор представляет собой набор металлических пластин, погруженных в дистиллированную воду. Конструкция заключена в герметичный корпус с клеммами для подключения источника электропитания и штуцером для вывода газа.
Теоретически работу водородного генератора можно представить следующим образом: между разнополярными пластинами (анод, катод), погруженными в дистиллированную воду, проходит электрический ток. При этом вода расщепляется на кислород и водород. Чем больше площадь пластин, тем больший ток проходит по воде и тем большее количество газов выделяется. Пластины подключаются поочередно (+-+- и т. д).
Область применения
В связи с тем, что сам процесс электролиза связан с использованием большого количества электроэнергии, промышленное применение электролизеров существенно ограничено. Экономически выгоднее использовать для получения водорода химические способы.
В настоящее время водородные генераторы применяют для:
- газосварки и газорезки водородом в условиях ювелирных мастерских;
- снижения токсичности двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и повышения их КПД (коэффициент полезного действия);
- повышения КПД и снижению токсичности жидкотопливных котлов.
Устройство
Немногочисленные промышленные электролизеры, которые используют для получения водорода и кислорода, изготавливают в виде стационарных установок. Электроды в них включаются биполярно, причем их количество зависит от способа включения в сеть (трансформаторное или бестрансформаторное).
Конструкции малогабаритных водородных генераторов, которые выпускаются как отечественными, так и зарубежными компаниями и используются для повышения КПД ДВС и других целей, отличаются большим разнообразием. Кроме того существует огромное количество конструкций, изготовленных своими руками. В сети Интернет о них можно найти достаточно много информации.
Учитывая, что конструкция электролизера отличается простотой и его нетрудно изготовить собственноручно, рассмотрим конструкции нескольких подобных устройств:
- Простейший электролизер.
- Водородный генератор для автомобиля.