Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

Преимущества

Если сравнивать два вида электропроводки: обычную и шинопроводы, последняя, несомненно, имеет неоспоримые преимущества. Об этом я рассказываю в следующей статье.

Её отличает:

  • высокая надёжность обеспечения электроэнергией;
  • время, необходимое на выполнение монтажа затрачивается меньше;
  • тратится меньше средств;
  • подвижность: возможность установки конструкции в любом удобном месте;
  • свободное перемещение на выбранное расстояние, при этом нет перерыва в снабжении электричеством;
  • безопасность подсоединения и отсоединения;
  • компактные;
  • маленькая площадь размещения;
  • простые и доступные в обслуживании.

Применение шинопроводов — производственная необходимость и безопасность, а не модные веяния. Монтаж может проводиться самостоятельно или специалистами. Второй вариант более предпочтительный во всех отношениях.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

Изоляция шин.

В шинопроводах со спаренными фазами изоляция шин обязательна, потому что шины разных фаз расположены рядом. Она повышает электрическую прочность и позволяет создать сравнительно компактную конструкцию шинопровода по сравнению с конструкцией, в которой шины не изолированы. Нулевые шины в четырехпроводных магистральных шинопроводах, используемых в сетях с глухозаземленной нейтралью, будучи проложенными внутри корпуса шинопровода, могут быть неизолированными (в отличие от спаренных фазных шин), но для возможности применения шинопровода как в системах с глухозаземленной, так и изолированной нейтралью нулевые шины должны быть изолированы только от кожуха шинопровода.
Для изоляции шин применяют стеклолакоткань, накладываемую на шину в два и более слоя, что является весьма трудоемкой операцией, и поэтому ведутся поиски по ее замене на другие изоляционные покрытия (термоусадочные шланги, напыление изоляции и лаки).
Для повышения надежности изоляции полуфазы разных фаз в пакете дополнительно разделены сплошной перегородкой из изоляционного материала. Изоляция шин имеет недостаточную механическую прочность и может быть сравнительно легко повреждена, поэтому к установке шинопровода, например, ШМА73, имеющего перфорированный кожух, по условиям окружающей среды предъявляются более строгие требования, чем к установке шинопровода в закрытом исполнении, например, ШЗМ16.
Для изоляции и защиты мест соединений шин отдельных секций шинопровода используют комплекты изоляционных разъемных кожухов, соединяемых между собой с помощью замковых элементов. Такие кожухи имеются как для защиты сварных соединений, так и для случаев, когда соединения секций выполнены с помощью одноболтовых сжимов. В эти комплекты входят также материалы, необходимые для изоляции самих шин в местах стыка секций.

Монтаж распределительных шинопроводов

В большинстве стандартных проектов монтаж осуществляется в два этапа:

  • Устанавливаются опорные конструкции;
  • Крепятся и соединяются секции шинопроводов.

Шинопроводы монтируются в максимальном приближении к подключаемому оборудованию. Оптимальный вариант установки, вдоль ряда электроустановок в вертикальной и горизонтальной плоскости. Чаше всего в качестве опорных элементов конструкции используются:

  • Напольные стойки У2082 высотой 2.5м;
  • При монтаже на колонах и стенах используются кронштейны У2081, У2082;
  • Для подвесных конструкций применяют подвесы У2080.

В подвесном состоянии между стенами или колонами через каждые 3 метра устанавливается тросовый подвес У1459 или У2080, при необходимости для оттяжки используют стальную проволоку Ø – 6мм.

Перед началом монтажа производится визуальный осмотр секций шинопровода с целью выявления механических повреждений, чистоты шин в местах соединения. Потряхиванием секций определяют отсутствие внутри кожуха посторонних предметов и осколков от разрушенных изоляторов, что может случиться в процессе транспортировки. Нулевая маркировка на кожухе должна располагаться в верхней плоскости при укладке на опорные стойки.

Места соединений закрываются крышками кожуха, которые крепятся винтами, соединение должно быть надежным, по кожу осуществляется заземление шинопровода. Многие современные марки имеют пластиковый ПВХ кожух, в этих случаях заземление осуществляется по отдельной, внутренней РЕ – шине.

Какие бывают светильники на шинопроводе?

Как мы уже говорили прежде, на трек можно установить любой тип осветительных электроприборов. Поэтому классификация светильников на шинопроводе ориентируется не на сам источник света, а на его спецификацию. Например, на способ крепления.

В большинстве случаев, трековая система предоставляет два варианта крепления короба: непосредственно на рабочую поверхность при помощи саморезов и на подвесы. Таким образом, светильники на шинопроводе могут быть:

  • накладные
  • подвесные

Способ монтажа светильников на шинопроводе определяется эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к осветительному прибору, и проектом дизайна рабочего помещения.

Выбор самого источника света также происходит на базе этих двух аспектов. Исходя из них, осветительный элемент может представлять собой:

  • Экспозиционные светильники трековые на шинопроводе. Применяются для оформления галерей, выставочных залов, бутиков и магазинов. Они генерируют концентрированный, направленный пучок света, которым удобно выделять отдельные объекты.
  • Технические светодиодные светильники на шинопроводе. Термин «промышленное освещение» предполагает широкий спектр осветительных устройств, в числе которых значатся осветительные приборы с особыми, герметичными коробами, светильники с повышенной устойчивостью к высоким температурам, механическим повреждениям и вибрациям, сигнальные и аварийные индикаторы, и т.д.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

Технические LED светильники трековые в освещении магазина

  • Прожекторы на шинопроводе. Задача этого типа осветительных электроприборов сходна с той, которая ставится перед экспозиционными светильниками. Но прожекторы используются для подсветки более габаритных объектов, чем, картина или стойка: ими можно осветить большую территорию, фасад здания, памятник и т.д. О их использовании читайте тут.
  • Споты. Точечное освещение является одним из двух базовых типа освещения помещения. Они выполняют вспомогательную работу для основного источника света, — т.е. расставляют акценты при наполненности помещения нужным количеством света, — заменяют его в том случае, когда в нем нет необходимости.
  • А также люстры, лампы, бра и прочие светильники на шинопроводе для дома.
Популярные статьи  Как сделать автоматические ворота своими руками?

Где применяется осветительные шинопровода?

Широкий ряд преимуществ трековой системы делают ее поистине универсальной. Функционал осветительных систем на шинопроводе позволяет решать самые разные задачи освещения и использовать их, как в промышленных цехах, торговых и выставочных залах, так и в офисах, квартирах и прочих жилых помещениях.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

Светильники на шинопроводе в интерьере квартиры

Благодаря возможности присоединить к треку любой осветительный прибор, системы освещения на шинопроводе являются универсальными и дают возможность решать бесконечный ряд задач по организации освещения как внутри, так и снаружи архитектурных объектов.

Преимущества перед другими видами проводки шинопроводных электроцепей

Не зависимо от типа конструкции, условий монтажа и дальнейшей эксплуатации все шинопроводы обладают удобными свойствами для потребителей:

  • Стандартные формы и разъемы соединяющихся элементов, что позволяет быстро собирать и разбирать шинопровод любой формы;
  • Удобно транспортировать разобранную систему при переезде на другой объект;
  • Высокая надежность в процессе эксплуатации, компактные составные части всегда легкодоступны для осмотра;
  • Менее горючие материалы по сравнению с проводами и кабельной продукцией, при нагреве отсутствуют испарения ядовитых составляющих;
  • Конструкция имеет эстетичный внешний вид и удачно вписывается в различные интерьеры;
  • Прямоугольная форма токопроводящих частей снижает сопротивление и ограничивает реактивную составляющую энергии, что обеспечивает более экономичный режим работы. На производственных участках это очень важный показатель.
  • Алюминиевые корпуса шинопроводов отлично отводят тепло и работают как радиаторы, не позволяя токопроводящим частям сильно нагреваться;
  • Конструкция имеет высокую степень защиты от пыли, грязи и влаги IP55. Экранирующие свойства алюминия исключают влияние электромагнитных излучений на персонал и высокоточные электронные приборы расположенные поблизости;

Надо отметить, что не все осветительные модели шинопрводов имеют защиту IP55 и обладают хорошими экранирующими свойствами, но остальные качества им присущи. Некоторые производители гарантируют при соблюдении правил эксплуатации надежную работу своих изделий в течении 25 – 50 лет.

Высокую цену шинопроводных цепей можно посчитать как недостаток, но при длительной эксплуатации и необходимости переездов в другие здания или помещения затраты оправдываются. Особенно для производственных компаний при размещении оборудования и осветительных систем. Практически во всех случаях при установке станков, швейных, токарных или другого назначения к каждому подводится электропитание и освещение.

При переезде с одного места в другое, скрытую проводку с распределительными коробками из стен вырывать и забирать с собой ни кто не станет. Устанавливать в новом здании под свое оборудование новую электросеть не дешево, поэтому шинопроводные системы в этих случаях считаются оптимальным вариантом. Составные части быстро разбираются, перевозятся и собираются на новом месте по той схеме, которая соответствует местным условиям.

Виды шинопроводов

Далее рассмотрим классификацию шинопровода по способу применения.

Распределительный и магистральный шинопровод

Распределительный (магистральный) шинопровод предназначен для передачи электроэнергии от ГРЩ (ВРУ) до крупных потребителей, распределительных и групповых щитов. Также при помощи шинопровода выполняется передача электроэнергии от трансформатора к ГРЩ (ВРУ).

Прямая передающая секция шинопровода

Прямая распределительная секция

Распределительная секция шинопровода может содержать до шести (по три с каждой стороны) гнёзд для подключения коробок отбора мощности. Конструктивно гнёзда реализованы так, что подключение и отключение коробок отбора мощности возможно без снятия напряжение с шинопровода. Это обеспечивает повышает бесперебойность электроснабжение и эксплуатационные характеристики схемы электроснабжения. Также коробка отбора мощности может быть установлена в стык секций шинопровода. Но для её монтажа и демонтажа необходимо снять напряжение с шинопровода.

Максимальный номинал коробок, устанавливаемых в гнездо шинопровода составляет 630 А. Коробки, устанавливаемые в стык секций шинопровода, имеют номинал до 1250 А.

Прямые передающие секции для связи «Трансформатор — ГРЩ(ВРУ)», а также на участках линии, где не требуется подключение потребителей и «съем» мощности. Существует соблазн выполнить трассу шинопровода только из распределительных секций, но они заметно дороже передающих секций, поэтому трассу шинопровода выполняют из передающих секций, а в местах расположения потребителей устанавливают прямые распределительные секции.

Троллейный шинопровод

Троллейный шинопровод используют для электроснабжения кран-балок, мостовых кранов, тельферов и другого подвижного оборудования. Корпус шинопровода П-образной формы изготавливают из оцинкованной стали либо пластика. Внутри расположены шины. Внутрь шинопровода вставляется тележка-токосъемник (отсюда и название шинопровода trolley — тележка с англ.).

Осветительный шинопровод

Осветительный шинопровод — общее название для трековых шинопроводов и распределительных шинопроводов малой мощности.

Распределительный шинопровод для сетей освещения

Распределительный шинопровод малой мощности (номинальные токи 25 А, 32 А, 40 А) в основном используют для построения сетей освещения, поэтому его часто называют осветительным шинопроводом.

Корпус шинопровода изготавливают из оцинкованной стали. Корпус используется в качестве PE-проводника. Внутри корпуса расположены шины (от двух до шести проводников). Также изготавливают двойные осветительные шинопроводы.

По обеим сторонам корпуса расположены гнёзда для подключение светильников либо другого оборудования. Шинопроводы комплектуют специальными разъемами-вилками.

Шинопровод является самонесущим элементом, что позволяет монтировать светильники прямо на него. Являет хорошей альтернативой системе «кабельный лоток + кабель».

Кроме построения сетей освещения применяется для подключения маломощного оборудования на конвейерах, а также на швейных фабриках.

Осветительный шинопровод для трековых светильников

Осветительный шинопровод для трековых светильников применяют для освещения жилых и коммерческих помещений, там, где нужна гибкость светотехнических решений. Корпус изготавливают из пластика, оцинкованной стали либо экструдированного алюминия. Внутри корпуса расположены медные шины. По конструкции аналогичен троллейному шинопроводу, с тем лишь отличием, что вместо тележки-токосъемника устанавливаются трековые светильники.

Популярные статьи  Техническая диагностика и методы технического диагностирования

Трековые светильники на шинопроводе устанавливают в необходимом месте и их с лёгкостью можно перемещать вдоль всей линии шинопровода. Практически идеальный вариант для магазинов, бутиков и выставочных площадей, где нужно подсветить какую-то зону и возможна частая смена экспозиции.

Монтаж осветительных шинопроводов

Большой популярностью на производствах, где требуются яркая освещенность, пользуются осветительные шинопроводы марки ШОС. Это объясняется приемлемой ценой на комплект изделия, простотой сборки и надежной эксплуатацией, кроме осветительных приборов можно подключать маломощные электоприборы.

Весь монтаж можно разделить на три стадии:

  • Установка опорных элементов для несущей конструкции шинопровода;
  • Монтаж секций шинопровода на опорную конструкцию, соединение медных шин между секциями;
  • Установка и подключение к шинам осветительных приборов.

В большинстве случаев в комплект поставки входят собранные блоки, на несущей металлической трубе, квадратного профиля. Блоки с секциями шинопровода и светильниками крепятся к опорам через каждые 3 метра, устанавливаются на стенах, между колонами, под перекрытиями по технологическим линиям, трубам, фермам и другими конструкциям.

Типовые элементы крепления для шинопровода ШОС 67

Функциональное назначение Конструкция и марка Вес в гр.
Для крепления секций на на шинопроводах другого типа ШРА Хомут гибкий К544 100
Крепление секций на(стены, потолки, кронштейны) жестких основаниях Скоба жесткая К474 50
Для фиксации в подвешанном состоянии светильника на шинопроводе ШОС Хомут с крючком К470 120

Как и с другими видами шинопровода монтаж выполняется последовательно:

  • Внешний осмотр секций или отдельно собранных блоков на отсутствие механических повреждений, на кожухе, деформации концов шин в местах стыковки, розеток для светильников;
  • Делается разметка и закрепляются опорные элементы так чтобы штепсельные розетки на светильниках соединялись с штырями на секциях шинопровода.
  • Болты крепления розеток перед соединением расслабляются, после стыковки жестко затягиваются.

а – подвесная конструкция на перекрытии

б – крепление на стене кронштейном

Рисунок справа показывет комбинированный вариант крепления осветительного шинопровода ШОС 73 на распределительный шинопровод ШРА 73.

Один из современных вариантов размещение осветительного прибора на трековом шинопроводе.

  1. Секция распределительного ШРА 73 с соединительными разъемами;
  2. Соединительные разъемы осветительного шинопровода ШОС73
  3. Вилка под разъемы осветительной системы ШОС73;
  4. Провода от шин к светильнику;
  5. Кронштейн;
  6. Плафон светильника;
  7. Подвеска для соединения кожухов ШОС73 с кожухом ШРА 73.

Для надежности соединения вилка вставляется в штепсельную розетку и прижимается болтами. Пятиштырьковая розетка с вилкой обеспечивают хороший контакт и безопасность, конструкция предусматривает первоочередное подключение заземляющего контакта, потом всех остальных.

Что такое шинопровод

Устройство состоит из проводников, которые могут быть изолированными или нет, изоляторов и приспособлений, с помощью которых производится передача и распределение электрической энергии в помещениях и на территории.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовМодели шинопроводов

Наиболее распространены шинопроводы для установок с напряжением до 1 кВ, представляющие собой комплектные магистральные или распределительные линии.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовМагистральный шинопровод

Конструктив шинопровода может быть разным в зависимости от формы шин, их размеров, расположения, использующихся изоляторов, метода защиты от неблагоприятных воздействий.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовУстройство шинопровода для освещения

Шинопровод представляет собой пакет шин, размещенных в жестком корпусе. В сечении устройства выглядят как двутавр или прямоугольник (реже — овал). Шины, закрепленные на изоляторах,  могут быть медными или алюминиевыми.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовСекция медного шинопровода

К наиболее распространенным относятся модели с плоскими алюминиевыми шинами.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовСостав шинопровода

Чаще всего закрытые (имеющие металлический или полимерный корпус) устройства используются в сетях с низким напряжением.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовПолимерный шинопровод

Шинопровод состоит из сегментов, имеющих различную конфигурацию. Эти секции могут быть выполнены в угловой, прямой, ответвительной или иной форме.

Помимо них, комплектация может включать: переходные элементы, позволяющие соединять между собой шинопроводы и другие узлы, ответвительные коробки, предназначенные для присоединения к сборной шине, крепежные системы для установки оборудования на различных основаниях и другие составляющие.

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводовСостав шинопровода

В зависимости от назначения практикуется применение магистральных, распределительных, троллейных и осветительных моделей шинопроводов.

Распределительные конструкции шинопровода

Основная доля таких устройств выполняется по системе ШРА с расчетом на силу тока до 630 А. Первичная задача распределительных трасс заключается в функциональном сетевом размещении контуров и ответвлений кабельных линий. Поэтому сила тока невысокая, но зато предусматриваются обширные возможности компоновки проводки. И распределительные, и магистральные шинопроводы предусматривают интеграцию нескольких точек для ввода энергоснабжающих источников. Но если у магистрального канала предельное количество редко превышает трех, то система ШРА позволяет подключать до шести электроприемников на трехметровой секции. Используют и четырехшинные распределительные конструкции, в которых предусматривается один нулевой и три фазовых контура.

Некоторые плюсы и минусы

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

К основным минусам, которые есть у шинопроводов, обычно относят:

  • Поставляться такое изделие может достаточно долго. Это происходит из-за того, что шинопроводы создаются специально для ваших авторских схем и проектов. Обычно в магазинах нельзя найти готовые шинопроводы, которые могли бы Вам подойти. Поэтому шинопровод подразумевает некоторое ожидание.
  • Проект должен курировать специалист. Устройство с таким материалом подразумевает совершение ошибок, которые нельзя будет исправить, особенно если ранее Вы не сталкивались с шинопроводом.
  • Материал изготовления жёсткий, поэтому его нельзя изгибать и прокладывать именно так, как не было запланировано изначально. Если, например, в своей схеме Вы не учли какое-то место или устройство, которое нужно обогнуть, исправить всё Вы можете только при покупке нового материала по заказу. Это значит, что Вам придётся ждать ещё дольше.
Популярные статьи  Логические модули logo! для промышленной автоматизации

Среди плюсов, которые есть у шинопровода, обычно выделяют:

  • На глаз такая проводка будет гораздо более эстетичной и опрятной, особенно после монтажа.
  • Установить довольно просто, пусть и при участии профессионала.
  • Такая проводка защищена от короткого замыкания, влаги и возможного возникновения пожара, поэтому считается очень надёжной.
  • Сопротивление сил тока в таком проводнике уменьшено, это связано с формой шинопровода. Благодаря этому можно сэкономить на электричестве.
  • Тепло отводится быстро, так как корпус изготовлен из алюминия.
  • Может служить около тридцати лет.
  • Благодаря своей конструкции предоставляет защиту от магнитных излучений, поэтому не оказывает вредного влияния на окружающее пространство.

Особенности монтажа закрытых шинопроводов

Вам будет интересно:Бульдозер Т 25: описание, технические характеристики, двигатель и особенности эксплуатации

Это полноформатные сборно-разборные модульные шахты, которые закрывают электрическую трассу со всех сторон. Такой вариант может использоваться в местах повышенных внешних нагрузок. Сама проводка на первом уровне изоляции закрывается многослойной оболочкой, предотвращающей риски механических воздействий и электромагнитного влияния. Снаружи монтируется металлический корпус, выполненный из алюминия или стального сплава. В качестве крепления для шинопроводов закрытого типа могут применяться усиленные монтажные конструкции с анкерной фиксацией. Тяжелые корпуса устанавливаются посредством кронштейнов на рамы и профильные монтажные компоненты. В качестве основы для крепления обычно используют поверхности капитальных сооружений, стен, потолков и перегородок. К эксплуатационным особенностям металлического закрытого короба можно отнести то, что он выступает заземляющим контуром, который может подключаться к основным каналам электротехнической защиты. В системах открытого типа эту функцию уже в составе шинопровода выполняют специальные металлические стержни.

Существующие разновидности

Магистральный

Данный тип конструкции предназначен для передачи электроэнергии от подстанции к производственным помещениям. Чаще всего магистральный шинопровод применяют в том случае, если оборудование на производстве расположено рядами по всему цеху и существует вероятность изменения местоположения станков.

Магистральные системы способны выдержать ток до 4000 А и к тому же рассчитаны на достаточно большое количество ответвлений, которые нужны для подключения электрооборудования. Как правило, предусматривается 2 ответвления на 6 метров длины.

Существуют магистральные шинопроводы переменного тока (маркировка ШМА) и постоянного (ШМАД). Конструкция изделий типа ШМА может включать три либо четыре шины. В первом случае каждая фаза представлена двумя прямоугольными изолированными шинами, изготовленными из алюминия. Нулем в этом случае являются два уголка (также алюминиевых), которые располагаются за пределами корпуса и используются для монтажа шинопровода. Что касается системы из 4-х шин, в этом случае все они расположены внутри конструкции.

Магистральные конструкции типа ШМА комплектуются из секций размерами 0,75; 1,5; 3 и 3,5 метра. Секции могут быть прямыми, подгоночными, тройниковыми, угловыми ответвительными или же присоединительными, что видно на схемах ниже.

Помимо этого существует еще 2 вида секций ШМА: фазировочные (позволяют чередовать фазы) и гибкие (для обхода препятствий, возникающих на пути прокладки). Чаще всего применяются прямые трехметровые секции при проектировании шинопровода.

Кстати, соединяются секции между собой с помощью одноболтовых сжимов однако более надежное соединение достигается за счет сварки.

ШМАД рассчитан на постоянный ток до 6300 А. Маркировка ШМАДК означает, что шины защищены крышками.

Распределительный

Назначением распределительного типа изделий (ШРА) является распределение электрической энергии от магистрального шинопровода непосредственно к потребителям. Такие конструкции применяют для подключения однофазных и трехфазный приемников.

Они комплектуются из угловых секций, тройниковых и прямых, длиной 3 метра. На 3-метровую секцию предусмотрено от 3 до 6 мест для подключения приемников. ШРА рассчитаны на ток до 630 А. Все 4 шины также прямоугольные и изготавливаются из алюминия, являются неизолированными. Соединение секций осуществляется за счет болтов.

Обращаем ваше внимание на то, что распределительный тип шинопровода может иметь маркировку ШРМ, что означает – шины медные

Осветительный

Данная разновидность конструкции может применяться не только на производстве, но и в быту, а также в торговых центрах для подсветки витрин. Секции могут быть прямыми, угловыми, вводными и гибкими. Стандартная длина составляет 1,5 и 3 метра.

Устройство представлено четырьмя изолированными проводниками, сечением 6 мм2. Осветительный шинопровод (ШОС) способен выдержать ток до 25 А. Данный тип конструкции применяется в сетях 220 и 380 Вольт для установки и подключения трековых светильников.

Троллейный

Ну и последний тип шинопровода – троллейный (ШТМ). Область применения – питание подъемных кранов, подвесных дорог, монорельсов и т.д. ШТМ рассчитаны на напряжение 380 и 660 Вольт в сетях с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток составляет 200 или же 400 А.

Данная разновидность конструкций комплектуется прямыми секциями, длиной от 0,75 до 3 метров, а также угловыми на 45 и 90 градусов. Это позволяет осуществлять сборку трассы практически любой схемы. Для соединения секций используют специальные муфты.

Этапы монтажа

Вот мы и рассмотрели, какие бывают типы шинопроводов, и какими преимуществами и недостатками обладают данные изделия по сравнению с кабелем. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Рекомендуем также прочитать:

  • Причины потерь электроэнергии в электрических сетях
  • Кабель-каналы: типы и размеры
  • Расшифровка маркировки проводов и кабелей
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий